Некоторые исследователи утверждают: предпочтения к естественным или гуманитарным наукам формируются уже в утробе матери. Известное деление на технарей и гуманитариев становится очевидным, когда ребенок начинает демонстрировать успехи в школе. Именно интересы ребенка и легкость в решении задач по любимому предмету являются решающим аргументом при выборе профиля – языки либо точные науки.
Современные ученые предостерегают от такого обобщения. Предполагается, что человеческий интеллект множественен, и существует несколько типов умственных способностей. Каждый человек обладает одновременно всеми, но в разной степени интенсивности. Найдите себя среди перечисленных в статье типажей (выбрав два-три наиболее близких варианта) и определите подходящие варианты карьеры.
Множественный интеллект — теория, разработанная в начале 1980-х годов Говардом Гарднером. Американский психолог добавляет к базовому определению «интеллекта», измеряемому тестами IQ, восемь его типов.
Это способность четко выражать собственные мысли посредством устной речи. Людям, наделенным таким даром, свойственны богатый словарный запас, легкость аргументации, любовь к литературе, словесным играм, шуткам, диспутам и публичным выступлениям, творческое написание различных типов текстов, в том числе стихов. Дети легко запоминают информацию и делают заметки, гораздо быстрее изучают иностранные языки.
Ключевыми элементами являются чувствительность к звукам и ритму речи, модуляции голоса, структуре и значению слов. Это признак задатков писателя, журналиста, копирайтера, сценариста или пиарщика.
У детей дошкольного возраста лингвистические способности развивают родители посредством шуток, загадок, кроссвордов и шарад, а также чтения, декламации, пения и диалогов. Создавать сказки вместе — лучшая тренировка творчества. Дети старшего возраста могут писать рассказы и дневники самостоятельно, а также практиковать ораторское искусство, например, в школьных театрах или в рождественских спектаклях.
Основан на причинно-следственном мышлении. Проявляется в восприятии мира через последовательность событий, логическом мышлении и творческом решении задач. До сих пор исследования показателя IQ были сосредоточены на этом типе интеллекта. Развиваться начинает еще до того, как ребенок начинает ходить, т. е. примерно с первого дня рождения. На первом этапе малыш рассматривает окружающие предметы, берет их в руки и узнает о связи между причиной и следствием. 2-летний учится считать элементы и выполнять простые математические действия. Высшее логическое и математическое мышление начинается, когда человек умеет производить вычисления с помощью чисел и символов (младшие школьники).
Дети с хорошо развитой логикой заботятся о порядке, деталях, любят разгадывать ребусы (задачи) и самостоятельно приходят к решению. Они быстро видят взаимосвязь между различными явлениями и связывают их. Им нравятся математические игры и головоломки, абстрактное мышление и любовь к экспериментам. Это не значит, что ребенок обязательно будет ученым или математиком, ведь такие дети тоже любят углубленно заниматься грамматикой — анализировать структуру предложения, самостоятельно строить его по правилам. Физик, математик, инженер, экономист или биржевой маклер — профессии, в которых он будет чувствовать себя лучше всего.
Чтобы развить этот тип интеллекта, полезно ставить задачи, которые включают счет в памяти, решение задач или оценку.
Позволяет понимать окружающий мир с помощью форм и образов из внешнего мира и воображения. Люди с развитым зрительно-пространственным интеллектом обладают богатым воображением, креативны, предпочитают книги с большим количеством картинок, прекрасно умеют собирать пазлы, кубики и конструкторы. Это лучшие пилоты, архитекторы, художники-графики или создатели компьютерных игр.
Развитие необходимо поддерживать всеми возможными способами. Стоит инвестировать в материалы для художественных работ, записаться в художественные классы или собирать конструкторы дома.
Ребенок обращает внимание на детали, предметы, цвета и узоры. Любит заниматься различными видами творчества, собирать ребусы, читать карты, умеет гармонично сочетать цвета. Он наблюдателен, очень часто использует свое воображение — визуализацию, охотно иллюстрирует в виде диаграмм, схем и таблиц. В процессе запоминания задействуются все органы чувств.
Это обучение через деятельность, движение, осознание тела. Обладатели способны планировать деятельность, разделять задачи, обладают отличной пространственной организацией. Отличный выбор – спорт, танцы, театр и т.д. Дети увлекаются танцами и спортом, с удовольствием выполняют различные виды работ, например, сделай сам, резьбу по дереву. Любят подвижные игры, предпочтительно групповые. Они используют язык тела и делают множество жестов. Могут без использования логического и осознанного мышления совершать сложные маневры, как собственным телом, так и другими предметами. У них прекрасно развиты автоматические реакции. Взрослые ошибочно называют их «гиперактивными».
В школе часто возникают проблемы, так как нужно быть сосредоточенными и тихими, просто просиживая за партой 45 минут. Но занятия должны быть разнообразными и интересными, с использованием различного рода устройств (микроскопов, проекторов, интерактивных досок). Кинестетики легче всего запоминают то, что было сделано, труднее – что только обсуждалось. Важно обеспечиться соответствующей дозой упражнений, чтобы мозг мог «разгуляться».
Это познание мира через звуки и наличие «музыкального слуха», то есть сильной чувствительности к звукам, исходящим из окружающей среды. Носители очень хорошо танцуют, поют, могут различать звучание отдельных инструментов и воссоздавать мелодию, прослушав ее один раз. У них есть лингвистические способности и легкость приобретения акцента и пародирования чужого голоса. Композитор, танцор, гитарист в группе или музыкальный продюсер — самые подходящие профессии.
Музыкальные дети охотно поют, напевают, играют на чем угодно и просто окружают себя музыкой и звуками.
Музыкальность легко развивать, совмещая повседневную деятельность с музыкой: слушать песни во время работы по дому, петь, напевать, рифмовать, ходить на концерты и прогулки в парке, сочинять мелодии, посещать ритмику или музыкальную школу.
Основан на знании, оценке и понимании природы. Человек, «чувствует» живое, заботится о мире, животных и растениях. У него есть способность понимать, учиться и извлекать выгоду из окружающей среды. Сразу приходит на ум профессия, связанная с природой: ботаник, ветеринар, эколог, садовник или фермер. Дети отлично умеют классифицировать различные объекты в иерархии и замечать закономерности, функционирующие в природе. Натуралисты активно проводят время на природе: любят собирать цветы и палочки, камни и ракушки, могут часами наблюдать за муравьями, бабочками и пчелами, обожают ухаживать за животными.
Поддержка естественного интеллекта несколько более трудозатратна, чем в случае с остальными видами. Стоит много заниматься земельными работами (разводить клумбы, возделывать грядки) и присматривать за братьями меньшими (заниматься волонтерством в приютах для бездомных животных и т.п.).
Включает характеристики всех других типов и неразрывно связан с эмоциональным интеллектом, который, помимо социальных навыков, состоит из способности к самоконтролю, саморазвитию и постижению собственных эмоций. Основан на способности понимать других, воспринимать характеристики, отличающие людей. Позволяет точно фиксировать изменения настроения, мотивации, поведения и намерений. Людям с таким типом интеллекта просто необходимо находиться среди людей. Они учатся через межличностные контакты. Из них получаются отличные слушатели и советники – преподаватели, тренеры, терапевты или продавцы.
Дети обычно напористы, коммуникабельны, легко устанавливают и поддерживают социальные контакты, способны к сотрудничеству, обладают лидерскими качествами и навыками посредничества. У них широкие интересы, и они часто принимают участие во многих внеклассных мероприятиях. Им свойственна легкость в обучении, понимании мыслей, чувств, взглядов и поведения других людей.
Можно поддержать развитие, много общаясь, играя в большой группе и обучаясь вместе. Проще говоря — выходить в люди, на спортивную площадку, в кино или парк.
Связан со знанием себя и означает способность видеть мир с собственной точки зрения, распознавать собственные чувства и эмоции. В сочетании с межличностным интеллектом это помогает вам выбрать лучший путь в жизни. Люди с развитой интуицией обладают «жизненной мудростью», внутренней мотивацией и сильным желанием действовать. Но несколько скрытны и предпочитают работать в одиночку. Обычно это идеальные политики, философы или психотерапевты.
Дети обычно ответственны, знают свои сильные стороны, не боятся сложных вопросов и готовы идти на риск. Им нравится знать мнение окружающих, которое они затем анализируют, расширяя кругозор. Они не отказываются от амбиций и не зацикливаются на неудачах и слабостях.
Наилучший способ развития – самостоятельное принятие решений об объеме работы и темпе ее выполнения, самостоятельное обучение и поиск «своего» места.
Определив склад ума, гораздо проще понять сильные и слабые стороны, предрасположенности и удачно выбрать варианты учебы и карьеры.
Если ваш ребенок еще не может определиться, какое направление выбрать, помогите ему с помощью нашего каталога учебных заведений Беларуси. Кроме всей необходимой информации о ВУЗах и ССУЗах вы также найдете здесь полезные статьи, например: куда поступать на юриста, на фармацевта, психолога, менеджера, бухгалтера, экономиста и другие.
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ