ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Поступление в ВУЗ: топ 8 вопросов, которые не дают родителям уснуть

Прежде всего стоит заботиться о хороших отношениях. От нелюбимого учителя, которого боятся, ученики ничего не принимают. То же самое касается семьи. Отношения – база, без которой воспитание не имеет смысла. Как помочь подростку подготовиться к новому этапу и не испортить ему жизнь?

Отвечаем на главные вопросы, волнующие родителей в преддверие вступительных испытаний.

1. Важно, какого человека мы воспитываем, а не умеем ли заставить его учиться. Но все-таки немного заставлять надо? Как пробуждать амбиции, устремления, ответственность?

Да, не каждому подростку можно доверять и оставлять свободу в подготовке к выпускным экзаменам и учебе. Но принуждение – крайне плохая идея. Исследования показывают: мотивация к обучению с помощью штрафов и вознаграждений малоэффективна. Принуждение порождает неприязнь. Ситуация усугубляется настройкой мозга по умолчанию на выявление недостатков, критики, ошибок. Если десять раз похвалить и один покритиковать, ученик будет крутить в памяти только замечание. Критика убивает похвалы.

Мозг – не только биологический орган, усваивающий знания, но и социальный. Во время веселья, интересного взаимодействия, приятной социальной активности учится легче, больше и охотнее. Совместное времяпрепровождение – высшее благо, которое отец и мать способны дать своему ребенку. Без семейных мероприятий (походы в музей и на квесты, путешествия, рыбалка, прополка огорода, музыкальные вечера, готовка ужина) любовь к учебе, труду, увлечениям не привить. Образование начинается дома.

2. По концепции позитивной педагогики главное – детям не мешать. Что, если подросток интересуется только Instagram и играми?

Тогда пусть интересуется. Instagram или игры – нормальные интересы, и в их рамках возможно развивать интеллектуальный потенциал. Сегодня области жизни, чуждые родителям, могут стать источником знаний и в будущем заработка. Молодой человек должен все перепробовать (конечно, речь не о вредных привычках и деструктивном поведении). Играет на барабанах? Для родителей это бывает невыносимо, но важно продержаться. Пусть чадо не станет музыкантом, но опыт, принятие и поддержка семьи, отсутствие обвинений в пустой трате времени формируют многие важные качества.

3. Если ребенок не хочет идти в ВУЗ, его не следует подталкивать?

Слово «толкать» несет сомнительный смысл. Лучше поощрять изучение. Можно сказать следующим образом: «Слушай, учеба – это первый этап взросления, когда, наконец, окружающие начнут слушать твои слова. Ты вправе выбрать любые любые предметы, форму обучения, и это большая возможность для развития. Попробуй, поживи студенческой жизнью, и если не понравится – уйдешь».

Образование имеет глубокий смысл, потому что дает возможность развиваться, укрепляет самооценку, расширяет видение мира. Главное, чтобы родители не выбирали выпускникам конкретные направления. Мол «ты должен изучать медицину, право, архитектуру, потому что это денежно и позволит жить достойно”. Сегодня нет хороших и плохих профессий. Главное найти то, что понравится.

4. Что, если все провалится? Многие начинают учебу, но не заканчивают

Это нормально. Мы все постоянно пытаемся и учимся чему-то всю жизнь. Высшее образование вовсе не определяет, кто кем станет впоследствии. Сейчас времена, когда постоянно нужно совершенствоваться, менять квалификацию, приспосабливаться к рыночным потребностям, менять профессию и место жительства. Всегда есть вероятность что-то изменить по желанию, пойти на второе высшее, поменять факультет и т. д.

5. Мы хотим предоставить детям образование, которое даст возможность жить хорошо в будущем. Ведь некоторые профессии дают большую гарантию занятости, чем другие?

Ни одно учебное заведение сегодня не обеспечивает в будущем высокой востребованности. Родители подростков должны столкнуться с правдой о современной занятости. Сегодня молодые люди имеют мало шансов работать в одной профессии всю жизнь. Независимо от университета, который закончат. Они будут менять работу десятки раз, часто изучать новые профессии.

Футурологи, следящие за тенденциями на рынке труда, обращают внимание на высокую вероятность того, что выпускникам гуманитарных и художественных специальностей будет легче найти себя в новой реальности. А самой важной компетенцией в ближайшие годы станет способность быстро и эффективно изучать новые вещи.

6. На что обратить внимание подростка при выборе ВУЗа и профессии?

На то, что его интересует. Рекомендуем прочесть книгу Кена Робинсона «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии». Основная мысль — открытие истинной страсти меняет все в жизни. Главное – делать то, что нравится. У каждого подростка есть какой-то талант, который важно найти. Лучший выход – репетиторство, то есть персонализированное образование. Метод эффективно отслеживает сильные стороны любого подростка.

7. Что, если ребенок не может решить?

Есть вариант предложить посетить консультанта по профориентации или школьного психолога, который поможет проверить предпочтения и определиться, куда поступать в Беларуси. На занятии с помощью различных тестов определят сильные и слабые стороны, вместе поразмышляют над реальным потенциалом, потому что оценки в аттестате – не единственный ориентир для дальнейшего образования. Хорошие баллы по истории и языкам в равной степени могут отражать способности в гуманитарном направлении и хорошие отношения с учителем.

8. Что делать, когда молодой человек хочет поступать на философский? Ведь лучше быть, например, биржевым маклером, потому что на философии сегодня невозможно заработать.

Если подросток уверен в своем решении и философия станет осуществлением его мечты, он должен пойти по этому пути. Главное – страсть и радость изучения. Получение знаний силой не приносит результатов. Психологи настаивают: родители могут только консультировать, а решение нужно оставить молодому человеку. В возрасте 16-18 лет молодые люди уже несут уголовную ответственность, в социальной системе считаются сознательными и могут отвечать за собственное поведение. Тем более имеют право принимать решения и нести последствия выбора. Однако стоит проверить, насколько ли сильны подростковые мечты, и насколько права семья. В идеале лучше поговорить с профессиональным карьерным и семейным консультантом.

Родители старшеклассников еще оказывают влияние, но уже не должны напрямую руководить. Косвенное влияние может заключаться в констатации положительных и отрицательных сторон их решения. Но нужно позволить детям самим решать, что лучше для них. Стоит дать пространство и научить их брать на себя ответственность за собственные решения. Выбор направления учебы или профессии – очевидная грань перехода из мира детства в мир взрослых. Давайте позволим им переступить этот барьер.